{авторы}

Карло Гоцци в «Мастерской»

B XVI веке из традиции карнавала в Италии возникла Commedia dell'arte – театр, персонажи которого назывались «масками» – по сути, ими и являясь. Изворотливый слуга Арлекин, кокетливая служанка Коломбина, весельчак Пульчинелла – персонажи-типажи, характеры-схемы, вокруг которых строилось комическое действие, построенное на импровизации. С минимум диалогов, пинками и кувырками, представления комедии дель арте были абсолютно «народными», понятными всем – от дворян до слуг. И гомерически смешными!

Спустя век из традиции и эстетики комедии дель арте «выросли» два гениальных оппонента: Карло Гольдони и Карло Гоцци. Первый – автор реалистических комедий с красивым слогом, выстроенной фабулой и сложной психологией персонажей (которые уже – отнюдь не маски, а живые люди, хотя типажи по-прежнему узнаваемы). Можно сказать, что Гольдони усложнил и возвысил «низовой» народный жанр.

Гоцци же считал комедию дель арте лучшим, что Италия дала мировому искусству. Он соединил театральный принцип персонажей-масок с фольклорными сюжетами и создал новый жанр – фьябу, пьесу-сказку, сохранив в ней обязательный элемент импровизации.

Причудливо смешивая комические коллизии и трагические конфликты, «сказки для театра» Гоцци при нарочито незатейливом сюжете заставляют зрителя сопереживать, эмоционально участвовать в судьбе героев. Так, например, его знаменитая сказка «Турандот» – история о пути к любви и счастью, но путь этот больше похож на войну: жестокую и беспощадную.

«Турандот» в «Мастерской» поставлена будто бы самим Карло Гоцци (на самом деле, конечно, Галиной Бызгу): контрастно, бескомпромиссно, эмоционально, с нужной долей импровизаций – музыкальных и текстовых. Ультрасовременный по форме и содержанию спектакль, оказывается, создан в соответствии с традицией XVII века. «Рэп-сказка для взрослых» и одновременно манифест свободы для молодых, «Турандот» – одно из ключевых явлений репертуара нашего театра.
Спектакль «Турандот»
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Маргарита Миронова
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Павел Степанов
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков
Карло Гоцци, «Турандот». Спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Фото – Ильдар Бабиков